Каких видов бывают коробки автомат и чем они отличаются

В данной статье рассмотрим, какие виды коробок "автомат" бывают. Ранее считалось, что автоматическая коробка передач уступает "механике" практически во всех отношениях, и что такой агрегат создан лишь для "чайников", к которым, разумеется, никакой водитель себя не относил. С развитием технологий "автоматы" стали все больше восприниматься как устройства, максимально облегчающие управление транспортным средством. Всего существует три основных вида АКПП, начнем как раз с более раннего примера.

1) Классический гидротрансформаторный автомат (или просто - гидротрансформатор). В такой коробке отсутствует механическая связь двигателя с колесами, переключение происходит за счет управления потоками масла к поршням тормозных лент и фрикционных муфт. Для переключения скоростей автоматика использует давление масла от центробежного регулятора, соединенного с выходным валом коробки, а также давление масла от нажатой водителем педали газа. Таким образом, скорость автомобиля и положение педали газа являются источниками информации для выбора нужной передачи.

Раньше именно такие "автоматы" были больше всего распространены, имели всего три или четыре передачи, из-за раскручивания двигателя до более высоких оборотов, необходимых для переключения, расходовали достаточно много топлива, в среднем на 15% больше аналогичного автомобиля с "механикой", да и особой динамикой не отличались. Несмотря на архаичность, коробки такого типа не обделены вниманием инженеров в плане модернизации, а современные блоки электронного управления могут оптимально подстраивать функциональность агрегата под работу двигателя и движение автомобиля, позволяя значительно снизить расход топлива на трассе, достигая аналогичного показателя с МКПП.

2) Бесступенчатый вариатор (Сontinuosly Variable Transmission - CVT). Как следует из названия, такая трансмиссия не имеет фиксированных передач, основную функцию изменения крутящего момента выполняет ременная передача между двумя шкивами. В результате обеспечивается достаточно динамичный (не хуже, чем на механике) и в то же время очень плавный разгон, как у автомобиля с электродвигателем. Расход топлива также сравним с механикой. Для мощных двигателей в вариаторе вместо ремня используется цепная передача. Из минусов такого агрегата можно отметить достаточно сложное и дорогостоящее обслуживание.

3) Роботизированная трансмиссия (робот). Другое название автоматизированная трансмиссия - сокращенно АМТ. По сути является механической коробкой передач, но с электронным блоком управления, приводящим в действие специальные электроприводы, которые выжимают сцепление и переключают передачи. Благодаря "электронным мозгам", выбор скоростей происходит практически идеально, что в лучшую сторону сказывается как на динамике, так и на расходе топлива, даже по сравнению с обычной механикой. Многие роботизированные коробки имеют функцию ручного переключения передач посредством самого рычага-селектора, либо подрулевых лепестков, имитируя работу обычной механики, только без выжима сцепления.